ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА РОССИИ

В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху средневековья. В конце XV в. первый государь объединенной Руси Иван III "строит" (т.е. создает) общегосударственную печать. Грамоту 1497 г. донесла до нашего времени красновосковой оттиск этой печати. На нее в свое время обратили внимание русские историки Василий Никитич Татищев и Николай Михайлович Карамзин. В "Истории государства Российского" Карамзин отметил, что символика российского державного герба ведет начало от этой печати. На ней впервые соединяются и остаются неразрывными в течение нескольких последующих столетий изображения всадника, поражающего копьем дракона, и двуглавого орла с коронами на головах. Однако если в XV в. на печати Ивана III обе эмблемы выступают как равнозначные, занимая каждая свою сторону, то уже в XVI в. двуглавый орел завоевывает господствующее положение, а в XVII в. он становится главной эмблемой российского государственного герба.

С XVIII в. в исторической литературе существует следующая версия происхождения герба: великий князь московский Иван III, женившись на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, заимствовал герб некогда славной Византийской империи - двуглавого орла, соединив его с московским - всладником. Последующим поколениям историков и литераторов эта версия пришлась по душе, и авторы переносят ее из книги в книгу вплоть до настоящего времени.

Однако некоторые отечественные исследователи скептически сомотрели на "подарок из Византии". Например, известный во всем мире знаток византийских и русских печатей, историк Николай Петрович Лихачев считал, что Иван III никакого византийского герба позаимствовать не мог, ибо Византия ни общегосударственной печати, ни тем более герба не имела. Существовали только личные печати византийских императоров, и двуглавого оргла на них не было.

Откуда же "залетел" он в Россию? Двуглавый орел был хорошо известен народам древних цивилизаций - шумерам, хеттам (III - II тыс. до н. э.). На рельефах, обнаруженных в Малой Азии, он изображен вместе с богами Хеттского царства. В ту эпоху двуглавый орел украшал ткани, печати, использовался в росписях стен. Как элемент культурного наследия, перешедшего к туркам-сельджукам от древних народов Передней Азии, двухголовая птица стала известна исламскому миру средневековья. Именно как с декоративной фигурой познакоились с ней европейцы во время крестовых походов. Постепенно двуглавый орел из мифологического существа и элемента декора превратился в политическую эмблему - в знак власти.

Начиная с XIII в. его изображение можно увидеть на монетах и печатях правителей различных западноевропейских государств. С распространением в средневековой Европе гербов, возникших здесь в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров, двуглавый орел становится гербовой фигурой. Кое-где он приходит на смену одноглавому, так называемому римскому орлу, изображение которого было распространено в Древнем Риме; иногда обе эмблемы сосуществуют. Из Западной Европы двуглавый орел как эмблема высшей светской власти перешел и к южным славянам. С XIV в. болгарские цари и сербские правители помещали его на своих монетах и печатях.

Западноевропейские исследователи считают, что Византия, которая до крестоносцев не знала гербов, использовала двуглавого орла только как украшение, элемент орнамента. Доказательством этого служит отсутствие его изображения как официального знака на монетах и императорских печатях, надгробиях, щитах или одежде императорской охраны и т.д. Возможно, двуглавый орел был известен морейским деспотам (высшим византийским вельможам), один из которых был отцом Софьи Палеолог. Но являлся ли двуглавый орел гербом знатного византийского рода? Вряд ли, ибо прямой наследник византийских императоров, брат Софьи Андрей, продававший наследственные права на византийский престол нескольким государям и высокопоставленным лицам Европы, раздававший титулы и звания, нигде не упоминает о гербе, который как знак власти должен передаваться в первую очередь. Если допустить, что женитьба на греческой принцессе (1472 г.) действительно "принесла" Ивану III двуглавого орла, то весьма трудно понять, зачем ему понадобилось ждать четверть века (до 1497 г.), чтобы придать эмблеме государственный статус, заменив старую, еще отцовскую печать со львом, терзающим змею, на новую.

Двуглавый орел потребовался великому князю московскому в последнее десятилетие XV в. не случайно. К этому времени двухголовая птица украшала печати сильнейших монархов Европы - императоров Священной Римской империи, где существовало разделение: печать с одноглавым орлом - королевская (в Империю входило несколько королевств), с двуглавым - императорская. Активный обмен посольствами, вручение грамот с печатями, на которых изображался знак императорской власти, убедили главу Московского государства в том, что именно двуглавый орел указывает на высокое положение западных императоров. К концу XV в. Иван III, желая укрепить политический престиж молодого Московского государства и свой лично, предпринял ряд мер: выпустил золотую монету в подражание известнейшим в европейском денежном обращении венгерским дукатам, изменил придворный церемониал на европейский манер, провел несколько дипломатических акций, возвеличивающих его особу, венчал на великое княжение внука Дмитрия, тем самым подчеркивая свое право на титул кесаря (императора). Эти действия великого князя московского должны были продемонстрировать Европе его политическую силу и самостоятельность. Кроме того, русские книжники начали обдумывать, как доказать знатное происхождение династии московских государей - от римского императора Августа, - что ставило бы их в один ряд с другими европейскими монархами. Как символ знатного происхождения великого князя Ивана III на печати его государства утвердился двуглавый орел.

Не меньшее значение имел всадник, поражающий копьем дракона, или "ездец", как его тогда называли. Близость всадника к образу популярного на Руси Святого Георгия-"змееборца" (Георгия Победоносца) побудила потомков начиная с XVIII в. соединить эти образы в одно целое, хотя в XVI-XVII вв. в многочисленных документах встречается толкование изображения всадника как великого князя, царя, государя. В XIV-XV вв. образ этого святого воина, культ которого пришел из Византии в Древнюю Русь еще в Х в., был хорошо известен в Северо-Воточной Руси, колыбели единого русского государства. В литературе и искусстве он предстает в образе Георгия-"змееборца", в народном творчестве - как храбрый Егорий-воин, защитник от сил зла. Популярность культа Святого Георгия как заступника и защитника объясняет, почему именно его московские князья избрали в качестве покровителя, а также для поддержания собственного авторитета. Они не только переносили на себя деяния святого воина, но и изображались, как и он, на коне и с копьем. А традиция прочно связывала образ Георгия-воина с основателем города Москвы князем Юрием Долгоруким, святым патроном (покровителем) которого являлся Георгий.

Подобное пристрастие к святому Георгию, некогда являвшемуся покровителем киевских князей, можно объяснить тем, что в Московском княжестве утвердилась идея преемственности власти, якобы унаследованной от Киева - через князей владимирских - великими князьями московскими.

Таким образом, печать 1497 г. следует рассматривать как провозглашение концепции власти великого князя московского. Символы этой печати свидетельствовали, с одной стороны, о древности происхождения власти Ивана III, который называл ее "изначальной", "отчинной", а с другой - о знатности русского государя, чьи прародители стояли вровень с римскими императорами. Эти символы власти отвечали политическим устремлениям великого князя и должны были служить доказательством его права на титул кесаря (царя, императора).

Все последующие русские государи использовали эти две эмблемы для своих печатей. Вошли они и в государственный герб. Иван IV (Грозный) пользовался государственными печатями разного вида. На одной из этих печатей был изображен двуглавый орел, на груди которого располагался ездец. Подобная "конструкция" сохранилась на века.

По мере укрепления царской власти к двуглавому орлу и всаднику добавлялись новые атрибуты. В XVII в "в пазноктех" (т.е. в лапах с когтями) орел уже держал скипетр и державу - регалии королевской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует.

В 1625 г., при царе Михаиле Федоровиче, появилась третья корона над обеими головами орла. Официально государственные эмблемы "растолковываются" в специальном указе царя Алексея Михайловича 1667 г., где написано, в частности, что "орел двоеглавный есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича"; три короны "знаменуют" три "великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства"; скипетр и яблоко (держава) "являют" государя и обладателя (Алексея Михайловича).

Видоизменялся государственный герб России и при Петре I. Со времени учреждения первого русского ордена (Святого Андрея Первозванного) орденская цепь со знаком - косым "андреевским" крестом - окружала, как правило, щиток на груди двуглавого орла, на крыльях которого размещались эмблемы российских земель. После поднесения Петру титула императора в 1721 г. появляются новые символы власти - императорские, а также устанавливаются государственные гербовые цвета: императорский черный орел на золотом (желтом) фоне.

Изменения, коснувшиеся художественного облика российского герба в первой половине XIX в., соответствовали политическим пристрастиям и вкусам самодержцев. Так, например, изображение изящного орла с опущенными крыльями (в стиле ампир) вызвало нарекания общественности, усмотревшей в этом ущерб идеи величия и возвышения России.

Своеобразную "геральдическую реформу" провел Алексендр II. При нем специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение.Его руководитель барон Кёне предложил целую систему российских государственных гербов, ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные в европейской монархической геральдике нормы и правила. Появились большой, средний и малый государственные гербы, различавшиеся степенью сложности рисунка, соответствующие им печати, гербы всех членов императорского дома, родовой герб Романовых - описания все этих гербов с одобрения царя были опубликованы. Дополненный новыми элементами, герб стал богаче, пышнее. Изменения коснулись и центральной фигуры на груди орла: Святой Георгий в рыцарском шлеме, повернутый в левую от зрителя сторону, уже нисколько не напоминал русского святого воина.

Эти новые государственные гербы утвердил Александр III: большой государственный герб - в 1882 г., средний и малый - в 1883 г.

В 1917 г. вместе со старым миром уничтожались и зримые его образы, символы, а таким символом наряду с дворянскими гербами являлся герб Российской империи. Однако еще в течение многих месяцев после отречения от престола Николая II двуглавый орел, лишенный царственных атрибутов и без изображения Святого Георгия, украшал печать Временного правительства (ее изображение принадлежит известному художнику Ивану Билибину).

Герб РСФСР - первый советский герб - был составлен в соответствии с геральдическими правилами, но содержал в себе абсолютно новые, отличные от прежних эмблемы. Его существование было законодательно закреплено Основным законом РСФСР, в котором содержался раздел "О гербе и флаге", принятым на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г.

Указом Президента России 30 ноября 1993 г. введен новый государственный герб - двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи.

 

Hosted by uCoz